понедельник, 1 октября 2012 г.

Родители и дети: алгоритмы проблем и их решение. Осторожно, ребенок!


Каждая семья рано или поздно, конечно, как этого не хотелось бы, но к сожалению обязательно сталкивается с проблемами, связанными с детьми. Дети растут, а с ними растут и проблемы. Каждый из нас оказывался в разных ситуациях. И очень возможно, что Ваша история или совет пойдет кому-то на пользу.
Любовь маленького ребенка абсолютна, она существует, не касаясь потраченных денег, количества игрушек, и даже уделенного внимания. Проводите ли вы вдвоем целые дни, или можете позволить себе заниматься ребенком только по вечерам - он не станет любить вас меньше.
Возможно, нет более важного занятия, более значительной привилегии, чем быть родителем. И все, что вам нужно, чтобы им стать, это – ребенок. Внезапно у вас в руках – пугающая ответственность: воспитание человека.
Ребенок растет. Уже скоро начнет осознавать себя как личность. Вроде все так хорошо.....но вот скандал. Почему-то мы друг друга не понимаем. Тут возникает пропасть в отношениях. Что же происходит? Может всего можно было избежать? Или наоборот - пора "повоспитывать", "поломать" характер. А вдруг если мы его "поломаем", то в ребенке что-то сломается как в личности? Как же происходит и где находится эта грань, которую нельзя переступить, поломать?

Кризисы развития личности

Только что родившийся ребенок (новорожденный) представляет собой существо, действующее под влиянием непосредственно идущих от организма присущих ему биологических потребностей. Затем поведение и деятельность ребенка начинают определяться восприятием тех предметов внешнего мира, в которых «кристаллизовались», т. е. нашли свое воплощение, его биологические потребности. В этот период он является рабом актуально действующей на него ситуации.

Однако уже на втором году жизни положение существенно меняется. В этот период формируется первое личностное новообразование - мотивирующие представления, выражающиеся в способности ребенка действовать в соответствии со своими внутренними побуждениями. 

Мотивирующие представления являются результатом первого синтеза интеллектуальных и аффективных компонентов, обеспечивающих ребенку «отрыв» от непосредственно действующей на него ситуации. Они порождают у него стремление поступать согласно своим внутренним побуждениям и вызывают «бунт» ребенка, если реализация его активности встречает сопротивление среды.

На следующем этапе (кризис 3 лет) происходит выделение ребенком самого себя в качестве субъекта в мире объектов, на которые он может воздействовать и которые может изменять. Здесь ребенок уже осознает свое «Я» и требует возможности проявлять свою активность («Я сам»).

На третьем этапе (кризис 7 лет) у ребенка возникает сознание себя как существа социального и своего места в системе доступных ему общественных отношений. Условно этот период можно обозначить периодом рождения социального «Я». Именно в это время у ребенка формируется «внутренняя позиция», порождающая потребность занять новое место в жизни и выполнять новую общественно значимую деятельность.

Наконец, на последнем этапе возрастного развития у подростка возникает самосознание в собственном смысле слова, т. е., способность направлять сознание на свои собственные психические процессы, включая и сложный мир своих переживаний. Этот уровень развития сознания порождает у подростков потребность обернуться на самого себя, познать себя как личность, отличную от других людей и в соответствии с избранным образцом. Это, в свою очередь, вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию.

Возрастная периодизация развития личности


Педагогика и психология выделяют следующие возрастные этапы формирования личности
  • ранний детский (преддошколъный) возраст (0—3), 
  • детсадовский (4—6), 
  • младший школьный возраст (6—10), 
  • средний школьный возраст (11—15), 
  • старший школьный возраст (16-17).
В раннем детском возрасте развитие личности осуществляется преимущественно в семье, которая, в зависимости от принятой в ней тактики воспитания, либо выступает как просоциальная ассоциация или коллектив (при преобладании тактики «семейного сотрудничества»), либо искажает развитие личности ребенка. Последнее происходит в группах низкого уровня развития, где в отношениях между родителями и детьми доминирует конфронтация. 

В зависимости от характера семейных отношений может, например, изначально складываться личность ребенка либо как нежного, заботливого, не боящегося признать свои ошибки и оплошности, открытого, не уклоняющегося от ответственности маленького человека, либо как трусливого, ленивого, жадного, капризного себялюбца. 

Важность периода раннего детства для формирования личности, которое было отмечено многими психологами, заключается в том, что ребенок с первого года своей сознательной жизни находится в достаточно развитой группе и в меру присущей ему активности усваивает тип отношений, который в ней сложился, претворяя их в черты своей становящейся личности.

Воспитание и развитие ребенка, начинаясь и продолжаясь в семье с 3—4 лет, протекает одновременно в детском саду, в группе сверстников под руководством воспитателя, где и возникает новая ситуация развития личности. Переход на этот новый этап развития личности не определяется психологическими закономерностями (они только обеспечивают его готовность к этому переходу), а детерминирован извне социальными причинами, к которым относится развитость системы дошкольных учреждений, их престиж, занятость родителей на производстве и т.д. 

Если переход к новому периоду не подготовлен внутри предыдущего возрастного периода успешным протеканием фазы интеграции, то здесь (как и на рубеже между любыми другими возрастными периодами) складываются условия для кризиса развития личности - адаптация ребенка в детском саду оказывается затрудненной.

В младшем школьном возрасте ситуация развития личности во многом напоминает предшествующую. Три фазы, ее образующие, дают школьнику возможность войти в совершенно новую для него группу одноклассников, которая имеет первоначально диффузный характер. 

Руководящая этой группой учительница оказывается, по сравнению с воспитательницей детского сада, еще более референтной для детей, поскольку она, используя аппарат ежедневно выставляемых отметок, регулирует взаимоотношения ребенка как с его сверстниками, так и с взрослыми, прежде всего с родителями, формирует их отношение к нему и его отношение к себе «как другому».

Примечательно, что не столько сама по себе учебная деятельность выступает фактором развития личности младшего школьника, сколько отношение взрослых к его учебной деятельности, к его успеваемости, дисциплине и прилежанию. Максимальное значение сама учебная деятельность как личностнообразующий фактор, по-видимому, приобретает в старшем школьном возрасте, которому присуще сознательное отношение к учебе, формирование в условиях воспитывающего обучения мировоззрения (на уроках литературы, истории, физики, биологии и т.д.).

Специфическая особенность подросткового периода, по сравнению с предыдущими, состоит в том, что вступление в него не означает вхождение в новую группу (если не возникла референтная группа вне школы, что очень часто случается), а представляет собой дальнейшее развитие личности в развивающейся группе, но в изменившихся условиях и обстоятельствах (появление учителей-предметников вместо одной учительницы в младших классах, зачатки совместной трудовой деятельности, возможность проводить время на дискотеке и т.д.) при наличии существенной перестройки организма в условиях бурно протекающего полового созревания.

Источник


_______________________________________________________________________

Дарите радость, тепло и заботу своим близким!

Стоит положить такую игрушку в микроволновку на 2 мин. и она будет согревать вас целых 2 часа! Изысканный аромат лаванды и тепло проса успокоят и расслабят, снимут напряжение и боли. 

А если поместить игрушку на пару часов в морозилку, она подарит Вам приятную прохладу! 

А при необходимости игрушка-грелка может использоваться и в медицинских целях. Нежное и приятное тепло поможетвыгреть простуженное горлышко, носик или прогреть спинку, шейку... 
________________________________________


ЧИТАЙТЕ:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Анонсы, статьи, интервью