Я всегда плачу сыну за помощь на дачном участке, — рассказывает Николай. Ему 38 лет, и он уверен, что в 13 лет сын-подросток должен иметь свои карманные деньги: с их помощью он научится планировать расходы, сопоставлять свои запросы с доходами семьи».
*У всех есть обязанности; когда ты действительно чего-то хочешь, за это всегда нужно платить какую-то цену (Зидан никогда не стал бы Зиданом, если бы не тренировался);
*Часто приходится жертвовать немедленным удовольствием, если позднее хочешь получить большее удовольствие».
Во-первых, «нет ничего стыдного в том, чтобы не знать, не уметь, не справиться или ошибиться».
ЧИТАЙТЕ:
Дарите радость, тепло и заботу своим близким!
«Да это просто безнравственно! — возмущается 32-летняя Альбина, мама двоих младших школьников. — Если так воспитывать своих сыновей, то в старости я должна буду платить им за то, что они подадут мне стакан воды!».
А 28-летняя Светлана, мама первоклассницы, сомневается: «В детстве отец давал мне «на мороженое» за хорошие оценки, но, кажется, это не влияло на мое желание учиться… Если я теперь начну платить дочери, боюсь, она станет требовать этого даже по мелочам: «Я убрала игрушки — плати!» Так стоит ли поощрять деньгами усилия наших детей?
Система ценностей
«У каждой семьи — своя позиция и своя стратегия воспитания, — говорит детский психолог Наталья Евсикова. — Она зависит от системы ценностей, традиций и стиля общения между членами семьи».
А 28-летняя Светлана, мама первоклассницы, сомневается: «В детстве отец давал мне «на мороженое» за хорошие оценки, но, кажется, это не влияло на мое желание учиться… Если я теперь начну платить дочери, боюсь, она станет требовать этого даже по мелочам: «Я убрала игрушки — плати!» Так стоит ли поощрять деньгами усилия наших детей?
Система ценностей
«У каждой семьи — своя позиция и своя стратегия воспитания, — говорит детский психолог Наталья Евсикова. — Она зависит от системы ценностей, традиций и стиля общения между членами семьи».
Для кого-то любая работа детей по дому воспринимается как естественная обязанность: в три года ребенок вполне может сам поставить в мойку чашку и тарелку, а в восемь лет — выбросить мусор. Другие родители считают, что ребенок обязан, например, убирать в своей комнате, а вот за то, что он сделал что-то сверх того, скажем, аккуратно разложил книги у себя на полках, ему заплатить стоит.
«Семья — это целостная система, — рассказывает педагог-психолог Ирина Хоменко, — и ребенок занимает в ней определенное место. Как и у других членов семьи, у него есть определенные права и обязанности. Но когда он делает что-то помимо этого, прилагает дополнительные усилия, естественно, что родители могут не только поблагодарить его, но и выразить свою благодарность материально».
37-летняя Ирина впервые дала деньги своему старшему сыну — в подарок - после того как он занял третье место на общегородской олимпиаде по биологии. «Митя приложил столько усилий, чтобы достичь своей цели, что нам показалось естественным вознаградить его. И вместо того, чтобы подарить очередную видеоигру, мы просто положили в конверт деньги». Но значит ли это, что нужно непременно поощрять деньгами?
«Деньги — лишь один из способов выразить свое удовольствие и показать ребенку, что мы ценим его усилие, усердие, настойчивость, — считает Наталья Евсикова. — Деньги отлично выполняют роль подарка». Особенно важен такой презент для подростков: они часто отдаляются от родителей, и такая форма внимания к ним может вызвать в ответ желание больше участвовать в жизни семьи.
"Папа, зачем надо трудиться?"
Как научить детей трудиться? Многим родителям непросто решить этот вопрос. Мы знаем, что об этом надо говорить, но на практике оказывается, что «правильных» слов недостаточно, чтобы убедить ребенка.
«Если не будешь работать, ты ничего не добьешься» — преподносимая таким образом мысль, хоть и верная по сути, обычно бывает не слишком действенной. «Я непрерывно говорю сыну, что каждый человек должен трудиться, а он мне отвечает: «Меня это так достало!» — жалуется 39-летняя Валентина.
37-летняя Ирина впервые дала деньги своему старшему сыну — в подарок - после того как он занял третье место на общегородской олимпиаде по биологии. «Митя приложил столько усилий, чтобы достичь своей цели, что нам показалось естественным вознаградить его. И вместо того, чтобы подарить очередную видеоигру, мы просто положили в конверт деньги». Но значит ли это, что нужно непременно поощрять деньгами?
«Деньги — лишь один из способов выразить свое удовольствие и показать ребенку, что мы ценим его усилие, усердие, настойчивость, — считает Наталья Евсикова. — Деньги отлично выполняют роль подарка». Особенно важен такой презент для подростков: они часто отдаляются от родителей, и такая форма внимания к ним может вызвать в ответ желание больше участвовать в жизни семьи.
"Папа, зачем надо трудиться?"
Как научить детей трудиться? Многим родителям непросто решить этот вопрос. Мы знаем, что об этом надо говорить, но на практике оказывается, что «правильных» слов недостаточно, чтобы убедить ребенка.
«Если не будешь работать, ты ничего не добьешься» — преподносимая таким образом мысль, хоть и верная по сути, обычно бывает не слишком действенной. «Я непрерывно говорю сыну, что каждый человек должен трудиться, а он мне отвечает: «Меня это так достало!» — жалуется 39-летняя Валентина.
«Ошибка в том, что многие взрослые, сами того не осознавая, передают детям понятие о труде в той форме, которую усвоили в эпоху субботников и пятилеток: трудиться надо, потому что это хорошо, — говорит детский психолог Татьяна Бедник. — Особого понимания, а тем более энтузиазма такое объяснение не вызывает, так как в нем нет и намека на удовольствие, которое труд может и должен человеку приносить».
Усилия и удовольствие
Знакомство с тем, что такое труд и для чего нужны усилия, начинается очень рано. Если родители не дают детям пробовать, спотыкаться, снова пробовать и решать в конце концов поставленную задачу, им не стоит надеяться, что когда-нибудь это умение придет к ребенку само собой.
Возможность думать и действовать
Иными словами, чтобы трудиться, человек должен быть способен думать, воображать, желать и действовать. И все это в течение более или менее продолжительного времени, чтобы довести дело до конца. Всем ли это дано? «Все дети при рождении обладают необходимым потенциалом, — говорит Наталья Евсикова, — но развитию способностей нередко мешает родительская гиперопека: такой ребенок просто не чувствует необходимости думать или делать что-то самостоятельно. Какой бы вопрос ему ни задали, он непременно оглянется на мать, ожидая, что ответит она». Точно так же ребенок протянет матери свое пальто, чтобы его одели, хотя умеет одеваться сам.
Твердость — качество позитивное
Установить твердые правила в отношении уроков или домашних обязанностей некоторым родителям мешает страх оказаться в глазах детей слишком жесткими. Но ребенок и подросток, которым взрослые уступают во всем, от этого только проигрывают: при первых же затруднениях они будут склонны бросить начатое дело, даже не пытаясь довести его до конца.
Не знать не стыдно
Чтобы привить ребенку вкус к труду, необходимо с раннего возраста давать ему возможность действовать самому, пробовать, преодолевать препятствия. «В год сражаясь с кольцами пирамидки, в два — с липучками ботинок, в три — с пуговицами пальто (при условии, что взрослые всегда рядом, чтобы научить, поддержать или помочь), ребенок усваивает важные истины.
Обязанности есть у каждого
«Здесь вступает в действие „закон“ — совокупность обязательств, которым подчинены люди в силу того, что живут в обществе и вынуждены находить в нем свое место, — объясняет известный французский психоаналитик Клод Альмос (Claude Halmos). — Если мы хотим, чтобы ребенок усвоил ценность труда, надо дать ему определенные предписания и сделать так, чтобы он их соблюдал. Он должен понять три вещи.
*Кем бы ты ни был, в жизни невозможно делать только то, что хочется;
Усилия и удовольствие
Знакомство с тем, что такое труд и для чего нужны усилия, начинается очень рано. Если родители не дают детям пробовать, спотыкаться, снова пробовать и решать в конце концов поставленную задачу, им не стоит надеяться, что когда-нибудь это умение придет к ребенку само собой.
Возможность думать и действовать
Иными словами, чтобы трудиться, человек должен быть способен думать, воображать, желать и действовать. И все это в течение более или менее продолжительного времени, чтобы довести дело до конца. Всем ли это дано? «Все дети при рождении обладают необходимым потенциалом, — говорит Наталья Евсикова, — но развитию способностей нередко мешает родительская гиперопека: такой ребенок просто не чувствует необходимости думать или делать что-то самостоятельно. Какой бы вопрос ему ни задали, он непременно оглянется на мать, ожидая, что ответит она». Точно так же ребенок протянет матери свое пальто, чтобы его одели, хотя умеет одеваться сам.
Твердость — качество позитивное
Установить твердые правила в отношении уроков или домашних обязанностей некоторым родителям мешает страх оказаться в глазах детей слишком жесткими. Но ребенок и подросток, которым взрослые уступают во всем, от этого только проигрывают: при первых же затруднениях они будут склонны бросить начатое дело, даже не пытаясь довести его до конца.
Не знать не стыдно
Чтобы привить ребенку вкус к труду, необходимо с раннего возраста давать ему возможность действовать самому, пробовать, преодолевать препятствия. «В год сражаясь с кольцами пирамидки, в два — с липучками ботинок, в три — с пуговицами пальто (при условии, что взрослые всегда рядом, чтобы научить, поддержать или помочь), ребенок усваивает важные истины.
Обязанности есть у каждого
«Здесь вступает в действие „закон“ — совокупность обязательств, которым подчинены люди в силу того, что живут в обществе и вынуждены находить в нем свое место, — объясняет известный французский психоаналитик Клод Альмос (Claude Halmos). — Если мы хотим, чтобы ребенок усвоил ценность труда, надо дать ему определенные предписания и сделать так, чтобы он их соблюдал. Он должен понять три вещи.
*Кем бы ты ни был, в жизни невозможно делать только то, что хочется;
*У всех есть обязанности; когда ты действительно чего-то хочешь, за это всегда нужно платить какую-то цену (Зидан никогда не стал бы Зиданом, если бы не тренировался);
*Часто приходится жертвовать немедленным удовольствием, если позднее хочешь получить большее удовольствие».
Во-первых, «нет ничего стыдного в том, чтобы не знать, не уметь, не справиться или ошибиться».
«Ребенку можно объяснить, что вполне успешные взрослые когда-то тоже многого не знали и не умели, но постепенно научились, — советует Татьяна Бедник. — Это очень важно, потому что дети воображают, что взрослые всегда знали и умели то, чем владеют теперь. Страх оказаться неумехой (то есть хуже родителей) и испытать из-за этого унижение отбивает у многих детей желание прилагать усилия».
Во-вторых, «если очень стараться, то в конце концов обязательно получится».
В-третьих, «добиться успеха — это большое удовольствие». Закончив дело, ты гордишься собой, чувствуешь себя взрослее.
Если ребенок имеет возможность пройти весь этот путь, он открывает в себе желание пройти его заново, испытать что-то новое. Так он становится предприимчивым и… трудолюбивым.
Во-вторых, «если очень стараться, то в конце концов обязательно получится».
В-третьих, «добиться успеха — это большое удовольствие». Закончив дело, ты гордишься собой, чувствуешь себя взрослее.
Если ребенок имеет возможность пройти весь этот путь, он открывает в себе желание пройти его заново, испытать что-то новое. Так он становится предприимчивым и… трудолюбивым.
_______________________________________________________________
Дарите радость, тепло и заботу своим близким!
Стоит положить такую игрушку в микроволновку на 2 мин. и она будет согревать вас целых 2 часа! Изысканный аромат лаванды и тепло проса успокоят и расслабят, снимут напряжение и боли.
А если поместить игрушку на пару часов в морозилку, она подарит Вам приятную прохладу!
А при необходимости игрушка-грелка может использоваться и в медицинских целях. Нежное и приятное тепло поможетвыгреть простуженное горлышко, носик или прогреть спинку, шейку...
Комментариев нет:
Отправить комментарий